Развитию бизнеса может мешать множество факторов. Причем проблемой часто становится даже сам собственник.
Основатель «ЦО «Деловая инициатива» Оксана Мокроносова рассказала об основных ошибках учредителей, которые препятствуют выходу компании на новый уровень.
1. Решаете операционные задачи вместо стратегических
Если все вопросы проходят через собственника, ждите беды. Руководитель, который думает, что подарить клиенту на день рождения, какого цвета купить жалюзи в офис и согласовывает каждый счет на оплату, никогда не найдет времени на решение стратегических задач.
Оксана Мокроносова, основатель «ЦО «Деловая инициатива»
Там, где владелец занят «тушением пожаров» и не занимается развитием компании, нет будущего. Сотрудники редко берут на себя ответственность в таких ситуациях.
Как избежать плачевного исхода:
1. Передайте выполнение ежедневной работы соответствующим специалистам, пропишите должностные инструкции и следите, чтобы сотрудники им следовали;
2. Найдите исполнительного директора, чтобы передать ему операционные задачи, а сами займитесь управлением на стратегическом уровне;
3. Уделяйте время задачам, которые в будущем выведут компанию на новый уровень.
2. Непонятно, кто за что отвечает
Наглядный пример хаоса внутри:
• Когда нужна бумага для принтера, сотрудник идет к программисту, а не к офис-менеджеру;
• Офис-менеджер, в свою очередь, не организовывает рабочие места, а ведет личный Instagram учредителя;
• Бухгалтер только сдает отчеты в налоговую, а ведением финансов занимается сам собственник — больше никому не доверяет;
• PR- и маркетинг-активности в компании никак не разделены.
Такой бардак рано или поздно приведет к проблемам: сотрудники будут допускать ошибки и предъявлять претензии друг к другу. О развитии бизнеса в этой ситуации речь даже не идет.
Знаю одно производственное предприятие, у которого основной канал сбыта — крупный опт. Компания могла бы зарабатывать гораздо больше, запустив розничные продажи, но руководители отрицают важность маркетинга. Говорят: «Мы же не торгаши какие-то, у нас серьезный бизнес...».
Хотите избежать подобной участи? Создайте четкую структуру и работайте по ней. Нельзя, чтобы в компании все занимались всем.
3. Безграмотность в финансовом управлении
Заграничные предприниматели учат азы финансовой грамотности еще перед запуском бизнеса. У нас же этим вопросом обычно задаются, когда погрязли в долгах.
Халатное отношение к учету и распределению денег грозит воровством, отсутствием средств на развитие, кассовыми разрывами, замедлением рабочих процессов и множеством других проблем.
Выстраивайте финансовое планирование с первых дней работы компании: распределяйте деньги по фондам, следите, чтобы были средства для роста, создайте неприкосновенный запас и забудьте о принципе «Сегодня нормально, а завтра разберемся».
4. Слабая квалификация управленца (топ-менеджера или собственника)
Как понять, что компанией руководит неквалифицированный человек:
• Не выстроен процесс найма сотрудников;
• Не описаны бизнес-процессы;
• Нет аналитики;
• Непонятно, кто отвечает за разные этапы работы;
• Падает уровень дохода.
Так происходит, когда учредитель пытается проконтролировать каждое действие в бизнесе, не учится и не расширяет свой кругозор (думает, что и так все знает), боится делегировать задачи (считает, что сам сделает лучше и быстрее), не заинтересован в развитии сотрудников (уверен, что так вырастит из них конкурентов) или найме опытных менеджеров.
«Разработка организующей схемы компании»
Если собственник не изменит подход к ведению бизнеса, компании будет сложно конкурировать. Нужно обучаться самому и обучать сотрудников, уметь четко ставить задачи и контролировать их выполнение.
5. Стратегия развития не соответствует реалиям рынка
Одна компания успешно работала на локальном рынке более 15 лет: развивала клиентскую базу и ассортимент. Но оказалась совершенно не готова к приходу федерального игрока (хотя о его появлении было известно давно). Итог — бизнес не выдержал конкуренции и сейчас сворачивает свою деятельность.
Когда у предпринимателя возникает иллюзорная мысль, что он делает уникальный проект, он сразу же теряет связь с реальностью. Рынок такого не прощает. Более толковый бизнесмен сразу же вытеснит его.
Чтобы не допустить подобного, собственнику нужно нанимать квалифицированный менеджмент, расширять свой кругозор и постоянно учиться. И тогда получится разрабатывать жизнеспособные планы.
***
Более подробно о создании результативной структуры компании, системах мотивации сотрудников, алгоритмах контроля рабочего процесса и других составляющих эффективного управления вы можете узнать на экспресс-курсе «Инструменты управления современной компанией». Регистрируйтесь прямо сейчас, количество мест в программе ограничено: