Принято думать, что философия компании формулируется только в крупных корпорациях известных брендов.
Но ни одна компания, занимающая лидерские позиции, не обходится без философской основы, которая формирует отношение к ней и ее ценности.
Миссия компании
При рассмотрении обязанностей учредителя, одной из важнейших является оформление и продвижение основной цели (миссии) компании.
Об этом написано много статей и книг, но, работая в десятках компаний, я наблюдаю, что далеко не всегда эта обязанность выполняется владельцами малого и среднего бизнеса. Я не говорю, что ни у кого нет «миссии» и «цели». Есть. Но, во-первых, у единиц. А во-вторых, у половины из них они сформулированы для галочки, и не выполняют своего предназначения. Думаю, это связанно с недооценкой и непониманием в необходимости этих составляющих.
Помогая разным компаниям привести дела в порядок, добиться роста доходов и расширения, я неоднократно встречалась с ситуацией, когда дела у некоторых вроде бы успешных бизнесов начинают идти вниз.
На мой взгляд, скорость и качественный скачок в развитии компании возможен только после построения системы управления, т.е. такого набора инструментов управления, которые будут взаимосвязаны и сочетаться (не противоречить) друг с другом.
В этом смысле миссия компании является первым шагом к наведению порядка.
Некоторые утверждают, что «миссия» - просто формулировка, используемая исключительно в целях PR для того, чтобы завлечь публику. Непонимание данной темы выражено и в словарях.
В качестве примера:
- Современный экономический словарь: миссия организации (лат. missio - посылка, поручение) - экономическое предназначение, призвание, цель существования организации.
- Словарь по экономике и финансам: миссия организации - философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие организации от остальных организаций. Философия организации определяет ее культуру и социальные ценности. Предназначение организации характеризуется целями и задачами, для реализации которых организация осуществляет свою деятельность. Обычно в миссии провозглашаются: социальные обязательства и гражданская ответственность перед обществом; принципы отношения к различным группам общественности, к окружающей среде и т.д.
Наиболее близка к правде Википедия, там правильное определение, но неправильное объяснение (технически неточное, делающее реализацию определения возможной только тому, кто понимает, как это делать на практике. Человек, который впервые старается разобраться в вопросе, попытавшись использовать данное определение, испытает непреодолимые трудности).
- Википедия: миссия - одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные ученые давали различные формулировки миссии… В широком смысле миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации (основная цель).
Цель компании
Основная цель – предмет известных стремлений, своего рода, идеальная картина того, что должна создать компания для общества, для большого количества людей.
Доход и прибыль (в целом финансовые потоки) крайне важны для выживания. Мне нравится сравнение дохода с дыханием для организма. С одной стороны, живой организм без дыхания долго не выживет, а с другой, вряд ли кто-то из нас живет ради правильного, глубокого, ровного и ритмичного дыхания. Это лишь ресурс, необходимый для чего-то более важного. Вот это важное для компании и должно отражаться в основной цели.
Когда основная цель не сформулирована, то компания похожа на лодку в море, члены команды которой, налегая на весла и желая только лучшего, направляют усилия в разные стороны. Прилагая много усилий, они медленно двигаются вперед и вряд ли доплывут, так как даже не понимают места назначения.
При этом стабильно растущий доход любой компании строится на поддержании обмена с обществом (прежде всего, клиентами и поставщиками). Осуществляется обмен продукта (товаров/услуг) на деньги, признание, помощь, рекомендации новых клиентов и т.д.
Именно ценность продукта, по мнению клиентов, и определяет объем дохода компании. И учредитель постоянно должен совершенствовать продукт, улучшая обмен с клиентами. Только в этом случае компания может рассчитывать на выживание.
Но, как показывает практика, выбор продукта деятельности зачастую сначала происходит стихийно.
Простой пример:
Предположим, Вы решили заниматься мебельным бизнесом (т.е. определили лишь сферу деятельности) и, начиная прощупывать спрос, понимаете, что в этой сфере полно направлений: ремонт, торговля, производство…
И вот здесь необходимо определить для себя игровое поле (основную цель и миссию), которое позволит сосредоточиться на каком-либо конкретном направлении деятельности, а это в свою очередь поможет Вам стать профессионалом в предоставлении продукта.
Именно основная цель лежит в основе определения ценного конечного продукта компании, выборе ассортимента, технологии продвижения, производства и принципов управления компанией.
Ее четкая формулировка, с одной стороны, позволяет сосредоточиться на конкретном направлении, а с другой, служит ориентиром в подборе единомышленников, облегчает формирование бренда…
Малый бизнес ограничен в ресурсах (обороты, количество сотрудников и др.), поэтому бесконечное расширение сферы деятельности, попытка объять все приводит к распылению: не хватает времени развивать и то, и другое, не хватает квалифицированных сотрудников-многостаночников, значительно усложняются процессы, сложно сделать производство многогранного ассортимента технологичным... Одним словом, хаоса становится много, специализация размывается, а это труднее продвигать, следовательно, доход и рентабельность падают. Возникает много работы с небольшим «выхлопом».
Помню, когда моя компания при расширении стала снижать эффективность... Я регулярно слышу много разных идей и предложений о том, как можно было бы расширить ассортимент «ЦО «Деловая инициатива». Но в разработку принимаю только те, которые не противоречат основной цели компании. Я всегда задаю вопрос: «Каким образом предлагаемая идея, позволит реализовать миссию компании – «Мы повышаем профессионализм деловых людей, совершенствуя бизнес и общество»?»
За 20 лет работы многим компаниям Оренбуржья моя команда консультантов помогла выявить и сформулировать основную цель. При написании цели необходимо отразить сферу деятельности и ту пользу, которую создатель компании хочет приносить для общества. Именно это помогает собирать в компанию людей, которые разделяют эту основную цель, реализовывают ее и достигают. Например, если продавец обуви считает, что помогать выбирать обувь дело недостойное, то легко понять уровень отдачи от такого сотрудника, он скорее вредит, а не помогает.
Обычно при разговоре о целях возникает много путаницы. В одних книгах говорится о целях, как о чем-то глобальном, аж дух захватывает. В других, цели рассматриваются как результат, который должен быть конкретным, измеримым, достижимым, ограниченным во времени и желанным (актуальным).
Основная цель дает смысл существования группе. Как правило, она является ключевой в создании миссии и лежит в основе идеологии* компании. Обычно эти основные цели не являются неповторимыми и уникальными.
Я часто встречала похожие формулировки миссий у компаний одной и той же сферы деятельности. Например, «Деловая инициатива» выполняет следующую миссию: «повышаем профессионализм деловых людей, совершенствуя бизнес и общество». Подобные формулировки запросто можно найти у многих тренинговых и консалтинговых компаний. Но это не ослабляет нашего стремления в ее достижении. Важнее не отступать от нее в действиях, ведь без упорной работы над реализацией миссии компания вряд ли будет успешной.
Если бизнес имеет сформированную основную цель, то ее сотрудники не просто ходят на работу, а ВЫПОЛНЯЮТ МИССИЮ. Разница такая же, как между призывником и профессиональным военным. Вы наверняка замечали, что есть сотрудники, которые просто ходят на работу, и те, кто относится к делу с душой.
Замысел
Индивидуальность компании обычно отражается в замысле – другой составляющей стратегического управления. Замысел – это особый способ действования, уникальная «фишка», которая закладывает конкурентное преимущество.
Например, если замыслом компании является производство натурального домашнего продукта, то такой производитель не будет «химичить» с сырьем. Точный замысел предопределяет на каком рынке работает компания, кому и, что предоставляет, каким оборудованием пользуется.
Если в небольшой компании замысел слишком широкий, то будут распыляться основные ресурсы и развитие будет замедленным. Если замысел четкий, узкий, то это облегчает концентрацию ресурсов. Компания развивает скорость и достигает высоких результатов. Меньше замешательства, меньше метаний, сомнений и потерянного времени.
Работа создателя заключается в том, чтобы не только сформулировать замысел, но и сохранять его так, чтобы от него не отклонялись – это не легкая работа.
Компании без замысла хватаются за каждую возможность, создают большое количество направлений. Сильные узкоспециализированные компании успешно смещают и выдавливают широкопрофильные. Часто учредителям сложно осознать, что намного эффективнее разделить их на отдельные бизнесы. Когда это делается, то и эффективность возрастает в разы.
Замыслом «ЦО «Деловая инициатива» является помощь в подготовке квалифицированных руководителей, умело использующих инструменты управления. Именно поэтому наш ассортимент очень узок: консалтинговые услуги по внедрению и «Школа управления», которые отлично помогают в реализации миссии. Больше мы ничем не занимаемся.
Успешный замысел должен учитывать и рыночную среду, точку зрения потенциальных клиентов, существующие технологии и ресурсы, содержать идею, обеспечивающую преимущество, при этом отражая точку зрения и индивидуальность создателя. И лидером является тот, кто нашел в себе смелость и настойчивость, чтобы сформулировать и следовать миссии (основной цели и замыслу) группы.
Это всегда вдохновляет людей, которые способны на большее!